Пятый пакет санкций ЕС от 9 апреля закрыл российским грузовым перевозчикам европейское направление.
Торговле с Китаем по-прежнему препятствует пандемия COVID-19 и колебания валютного курса.
Цены и сроки доставки выросли как на грузовые автоперевозки, так и на морские перевозки практически на всех международных направлениях. Средние цены на грузовые автоперевозки по России стремительно падают со середины апреля, вполне объяснимо в условиях сокращения экспортно-импортных потоков и резкого увеличения предложения автотранспорта на внутреннем рынке.
Автомобильные перевозки
- Запрет российским и белорусским грузовикам въезжать на территорию ЕС и ответные санкции Беларуси против перевозчиков из ЕС вызвали рост стоимости фрахта из Европы на 350-500%.
- Новый порядок грузовых перевозок между ЕС и Беларусью с трудом и неразберихой, но, фактически, сформировался: перевозчики из ЕС въезжают в приграничную зону, где оставляют груз на специализированном ТЛЦ (либо прицеп с грузом), — а перевозчик из Беларуси или России довозит его до пункта назначения. Таким же образом происходит перевозка из РФ, РБ в ЕС. Перечень пунктов, где может выполняться перегрузка или перецепка, определен. Как определен и четкий список пограничных переходов, через которые может осуществляться въезд на территорию Беларуси, и маршрутов, по которым грузовики из ЕС могут следовать.
- По правилам Казахстана грузы в страну должны доставляться без перецепок или перегрузок в пути, груз в страну должен доставить один перевозчик и, если все-таки понадобилась перецепка или перегрузка, то только на транспортное средство, которое зарегистрировано в стране этого перевозчика. ТС российских перевозчиков, которые доставили груз в Казахстан с перецепкой/перегрузкой в пути с территории ЕС, задерживаются транспортной инспекцией РК.
- В ближайшее время Беларусь и Китай приступят к выполнению пилотного проекта по осуществлению международных автомобильных перевозок с заездом вглубь территории страны. Сейчас для белорусских перевозчиков действует правило, по которому они не могут заезжать вглубь Китая далее 60км от границы. Отменить его планировалось еще в 2020-м году, однако реализации помешала эпидемия Covid-19.
Морские и ЖД перевозки
- ПАО «ТрансКонтейнер» (входит в Группу «Дело») запускает новые сервисы из Китая в Санкт-Петербург через сухопутный погранпереход Забайкальск (Забайкальский край) и транзитом через Казахстан (погранпереход Достык). Новые сервисы ориентированы на импорт товаров народного потребления для европейской части России, они дополнят уже предлагаемые «ТрансКонтейнером» логистические решения в условиях ограниченности перевозок через порт Санкт-Петербурга.
- Запрет нескольких портов на прием российских судов в связи с кризисом на Украине расширил перспективы развития международного транспортного коридора (МТК) Север - Юг. Использование коридора Север - Юг позволит сократить время и расходы на транспортировку грузов по сравнению с существующими маршрутами. Перевозка грузов по МТК может стать на 30% дешевле.
- Калининградская компания начала железнодорожные перевозки грузов между областью и основной территорий России. Первый состав с ее платформами прибыл на терминально-логистический центр "Восток-Запад" в городе Черняховске. Каждый состав везет по 62 40-футовых контейнера.
- В Хабаровске 18 мая открылось сезонное грузовое сообщение с Китаем. Из пункта пропуска, расположенного на территории Хабаровского речного торгового порта, отправилась первая баржа. Она держит путь в порт Тунцзян. В этом году сообщение возобновилось позже обычного из-за введения китайской стороной дополнительных мер противовирусного контроля. Из-за санкций грузы из западных регионов страны будут переориентированы в порты Дальнего Востока.
- Транспортная группа Fesco открыла регулярную морскую линию Fesco Vietnam Direct Line (FVDL) из Вьетнама в Россию. Первый контейнеровоз рейсом из Хошимина (Вьетнам) во Владивосток отправился 20 мая. Контейнеровоз A HOUOU вместимостью 850 TEU с продукцией вьетнамских производителей (одежда, продукты питания, кофе, сантехника) будет проходить по маршруту Владивосток - Хайфон (Вьетнам) - Хошимин (Вьетнам) - Нинбо (Китай) - Владивосток.
- Угрожающий дефицит контейнеров в связи с геополитической ситуацией крупные международные контейнерные линии объявили о своем уходе с российского рынка. Вместе с уходом они заберут свои контейнеры — примерно половину от прежнего объема(около 700 тыс. контейнеров).
- В морском порту Астрахани запустили новый сервис по доставке грузов из России в Юго-Восточную Азию. Уже состоялась отгрузка пяти контейнеров оборудования в Бангладеш через Иран. Иранские логистические компании снизили тарифы для грузов, следующих по международному транспортному коридору «Север-Юг».
- Грузовое сообщение между Благовещенском и Хэйхэ по Амуру должно открыться в ближайшее время. С российскими судами будет действовать бесконтактный принцип работы, как и в предыдущие два года. Российским сотрудникам будет запрещено выходить на китайский берег. Аналогичный принцип будет действовать для китайских работников в речном порту Благовещенска.
ВЭД
- 1 июня в Уссурийской таможне начнет работу Гродековский таможенный пост. Регион деятельности таможенного поста - Пограничный район Приморского края, за исключением железнодорожного пункта пропуска Пограничный, автомобильного пункта пропуска Пограничный и железнодорожной станции Гродеково. Должностные лица таможенного поста будут осуществлять фактический таможенный контроль, совершать таможенные операции, предшествующие подаче декларации на товары (завершение таможенной процедуры таможенного транзита; помещение товаров на временное хранение), а также таможенные операции в рамках технологий удаленного выпуска товаров.
- Министерство промышленности и торговли утвердило и опубликовало перечень товаров, которые можно ввозить в Россию в порядке параллельного импорта — то есть без разрешения правообладателя. Перечень опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. В него входит 96 групп товарной номенклатуры (ТН ВЭД) — от мебели и игровых приставок до топлива и стройматериалов, в том числе, запчасти для легковых и грузовых автомобилей различных брендов.
АЛЕВ-ТРАНС продолжает выполнять грузоперевозки по доступным направлениям, а также активно прорабатывает новые маршруты и возможности, с учетом введенных ограничений.